искусства Винзавод
Схема проезда
Аренда: 8 905 519 99 50 / 8 966 168 84 55 (с 10:00 до 19:00) uk@winzavod.ru / uk2@winzavod.ru
Представления об определяющей роли генетической наследственности и врожденных способностей преобладают в сегодняшнем восприятии социальной и индивидуальной жизни. Эти представления становятся основой для легитимации общественного порядка, отделяющего «креативных», «предприимчивых» и «преуспевающих» от тех, кто не вписывается в стандарты рыночного общества. Для создания более многомерной и критической картины общественной жизни мы обратимся к наследию советского психолога и мыслителя Льва Выготского, оспаривающего представления об обществе и индивиде как целиком определенных биогенетическими кодами.
В рамках данной лекции мы проанализируем генеалогию дискурса наследственности, врожденных способностей и определяющей роли инстинктов и рефлексов в поведении человека.
Отправной точкой для нас станет обсуждение понятия рефлекса в дискуссии Льва Выготского с представителями советской рефлексологической школы Иваном Павловым и Владимиром Бехтеревым.
Рефлексология сводит взаимодействие человека с внешним миром к простой схеме влияния прямого отражения стимулов на состояние и функции организма. Последствиями такого упрощенного взгляда на человеческое поведение является применение техник дрессуры, контроля и социального исключения для тех, кто отклоняется от воображаемого идеала работы рефлекторных механизмов. В тоже время субъект «рефлексологической нормы» в точности соответствует задачам трудовой дисциплины, эффективной утилизации времени и высокой производительности труда.
В своей критике биомеханической концепции социальной жизни, Выготский предлагает пересмотреть понятие рефлекса с точки зрения спинозистской теории аффекта. Согласно Выготскому, усложнение человеческого поведения в ходе исторического развития представляет собой не простую сумму накопленных условных рефлексов, сформированных на базе инстинктивного поведения, а развитие комплексной системы обратной связи между раздражителями среды и когнитивно-эмоциональным ответом конкретного организма на эти раздражители. Выготский называет эту систему обратной связи рефлексом рефлекса и переживанием переживания. Субъект анализирует собственные состояния аффекта, таким образом, каждый раз формируя уникальные реакции на один и тоже же стимул.
Мы попытаемся соотнести политическую и философскую стороны критики рефлексологии, помещая теорию аффекта и переживания Выготского в контекст его исследований проблем инвалидности и педагогики этнических меньшинств.
О лекторе
Мария Чехонадских – культуролог, художественный критик, организатор выставочных проектов, редактор «Художественного журнала».
Лекция пройдет в Винтажном зале. Вход свободный по регистрации.