Центр современного
искусства Винзавод
Москва, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8 стр. 6 Станции метро Курская, Чкаловская. Ближайшая парковка — со стороны 4-го Сыромятнического переулка, рядом с кафе «Мунк».

Схема проезда
Администрация: +7 (495) 917 46 46 winzavod@winzavod.ru
Аренда: 8 905 519 99 50 / 8 966 168 84 55 (с 10:00 до 19:00) uk@winzavod.ru / uk2@winzavod.ru
Кассы: +7 (495) 917 17 99 (с 12:00 до 20:00)
Инсталляция

Анатолий Осмоловский
Комариный гимн

26 января — 24 февраля 2021
H4 Галерея XL

Анатолий Осмоловский
Комариный гимн

16+

26 января в галерее XL состоялось открытие выставки московского художника, куратора и теоретика искусства Анатолия Осмоловского «Комариный гимн».

Одним из резонансных событий прошлого года стало внесение ряда изменений в Конституцию Российской Федерации. Ключевой объект выставки — текст Конституции РФ с поправками на бурятском языке — был вдохновлен этим событием. Русскоговорящий читатель может понять отдельные слова из текста поправок, внесенных в правовой акт, однако в общем эти вставки покажутся ему своего рода «заумью». В экспозиции также представлена авторская скульптура Осмоловского и звуковая инсталляция, составленная из 18 разномастных громкоговорителей: из рупоров доносится многократно усиленный, оглушающий комариный писк.

«Комариный гимн» можно считать своеобразной отсылкой к серии «Фрагмент зооморфного дискурса» одного из основоположников московского концептуализма Андрея Монастырского. Работы из этой серии были представлены на выставке «Носители», проходившей в галерее XL в 2013 году: они представляли собой энтомологические иллюстрации, изображающие гениталии комаров и подкрашенные золотой краской. Золотой потому, что таким же цветом традиционно выполняются прописи деталей (например, нимбов ангелов) на иконах. Но увидеть своими невооруженными глазами ни ангелов, ни гениталии комаров невозможно. По замыслу Монастырского, такая условная невидимость помещает столь разные сущности в одно контекстуальное поле, наделяет их одним и тем же свойством: они могут существовать только в воображении того, кто о них думает. И в этом плане нечто совершенно незначительное становится равным сакральному.

Выставка Осмоловского — это остросоциальный проект, в котором неотвеченные вопросы и накал общественных настроений трансформируются в хаотическое и неудобное пространство, сохраняющее при этом визуальную строгость. Ситуация, с которой работает Осмоловский, доводится до абсурда: «сакральный» закон страны нечитаем, а назойливый звук «комариного гимна» льется и льется из громкоговорителей, бессмысленный и бесконечный.

Анатолий Осмоловский родился в 1969 году в Москве. Основатель и лидер движения Э.Т.И. (Экспроприация территории искусства), существовавшего в конце 80-х - начале 90-х годов. Лауреат Премии Кандинского в номинации «Художник года» (2007). В 2011 году совместно со Светланой Басковой создал институт современного искусства «БАЗА». Участник 55-й биеннале современного искусства (Каза-деи-Тре-Очи, Венеция). Персональные выставки художника проходили в галерее XL («Жвачка с волосами», 1994; «Кое-что время от времени выпадающее из мусорного бака», 1996; «Приказ по армии искусств», 1997; «Простыни», 1999; «Семь смертей в Москве», 2003), галерее «Триумф», галерее pop/off/art и др.