Девяностые, нулевые, сегодня: искусство и мода вместе и врозь
16+
Винзавод представляет исследовательский проект Искусство&Мода, приуроченный к форуму модной индустрии Be In Open.
Мы говорим, современное искусство – сумеречная зона для моды. Но еще двадцать лет назад ситуация выглядела иначе. В девяностые, когда рухнула тоталитарная образность и горизонт стал бескрайним, мода и искусство развивались как симбиоз возможностей: все образные системы, направления, стратегии существовали одновременно и на площадках искусства и на показах в подвалах ночных клубов.
Нулевые вместе с гламуром и глянцем произвели символическое разделение моды и искусства на индустрию и систему, но по факту не оставили очевидного образа или символа. Последнее десятилетие отличает эксперимент и попытки увидеть друг друга в одном профессиональном поле. Молодые художники и дизайнеры ищут поле для диалога.
Винзавод становится таким местом как в институциональном, так и в физическом пространстве.
В рамках дискуссии затронем три десятилетия:
- Девяностые: симбиоз и угар. Именно такими по происшествии двадцати лет видятся девяностые в воспоминаниях и документациях. Зафиксировать, уточнить, обозначить – первая дискуссия с непосредственными участниками процесса должна обозначить контекст, проблему и перспективу.
- Нулевые: no future. Вместе с кризисом и трезвостью нулевые попытались оформиться в индустрию, появились модные дома, художники-модельеры определились и создали небольшие, но яркие бренды. Модельные агентства, первые магазины российских дизайнеров, Russian fashion week и Mercedes fashion week, тогда как в искусстве это расцвет галерей, появление основных арт-институций и формирование арт-рынка.
- Перерождение: снова искусство. Для финального разворота в сторону диалога и вдохновения мы пригласили самых ярких представителей уличной культуры и искусства одновременно: панк, граффити, независимое искусство – все то, что вдохновляет последние десять лет моду и нас с вами.
Участники дискуссии:
Шифра Каждан – художник, в нулевых основал “Бумажный театр Яши Каждана”, в рамках которого основным творческим материалом была бумага. Масштабные перформансы с использованием одежды, произведенной из бумаги – стали одним из самых заметных явлений в современном российском искусстве нулевых. Сегодня Каждан работает с театром как художник (“Родина”, реж. Андрей Стаников, “Мертвые души”, реж. Олег Липовецкий и многие другие).
Данини использует цифровую и повседневную реальность как матрицу для своих инсталляций, перформансов и объектов. Иронично нарушая поток массового воспроизводства, ее проекты подражают продукту, гипертрофируя его упаковку и внешний контур.
Кошкош – буквально “ворвался” в современный мир российского искусства, игнорируя привычную арт-систему. Его сумасшедший микс из простых, аляповатых, китчевых образов смешал российскую тусовку и произвел эффект сенсации, обратив внимание массмаркета и критичных галеристов одновременно. С героями совриска обсудим как формируется мода и главенство художника в пространстве поиска новых образов и вдохновения.
Модераторы
Алексей Баженов – идеолог, вдохновитель и создатель форума модной индустрии Be-in Open.
Ирина Саминская – руководитель проектов Фонда поддержки современного искусства Винзавод.
Обложка: Яша Каждан, проект "Пер Гюнт". Алексей Дмитренко и Александр Корпухов в костюмах Пер Гюнта. Фотография Олега Шагапова, Спб, 1999