Центр современного
искусства Винзавод
Москва, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8 стр. 6 Станции метро Курская, Чкаловская. Ближайшая парковка — со стороны 4-го Сыромятнического переулка, рядом с кафе «Мунк».

Схема проезда
Администрация: +7 (495) 917 46 46 winzavod@winzavod.ru
Аренда: 8 905 519 99 50 / 8 966 168 84 55 (с 10:00 до 19:00) uk@winzavod.ru / uk2@winzavod.ru
Кассы: +7 (495) 917 17 99 (с 12:00 до 20:00)
Выставка

Сергей Сонин и Елена Самородова-Сонина
Утопия и Ухрония

18 апреля — 28 мая 2023
H8 Галерея a—s—t—r—a

Сергей Сонин и Елена Самородова-Сонина
Утопия и Ухрония

Галерея a-s-t-r-a представляет новую выставку художников Сергея Сонина и Елены Самородовой-Сониной, куратором которой выступил знаменитый петербургский искусствовед Иван Чечот.

Проект представляет собой метафизическую фантазию в жанре документального мифа, его авторы предлагают альтернативную, квантовую версию развития событий, которые происходили в отечественной истории XIX века. В основе проекта – размышление о том, как выглядел российский уклад, если бы секретный план императора Павла I и Первого консула Франции Наполеона Бонапарта, известный как Индийский поход, увенчался успехом. В линейной истории утопический план российско-французского союза так и остался несбыточным. 

Сергей Сонин и Елена Самородова-Сонина – современные мультимедийные художники, создатели мокьюментари жанра по-русски, режиссеры масштабных мистификаций и основатели таких художественных объединений как Товарищество «Свинец и Кобальт», «Комитет Аполлона», мастерская «Волчья ягода». Художники, создающие свои работы в творческом тандеме, работают в двух столицах: Москве и Санкт-Петербурге. Работы художников находятся в коллекциях Мультимедиа Арт Музея, Музея Москвы, Государственного музея городской скульптуры г. Санкт-Петербурга, Красноярского музейного центра «Площадь Мира», а также в частных коллекциях.

О выставке:

Предметы, представленные на выставке, являются частью повседневного быта и убранства совокупного помещика, просвещенного человека времен Индийского похода. Печные изразцы с аллегорическими сюжетами, на которых запечатлены знаменательные моменты Индийского похода и символические намеки на его мемориальное значение – фрагменты украшений дворцовой или усадебной печи первой половины XIX века. 

Среди объектов представлены шпалеры в стиле «мильфлер» – культурный оммаж средневековым французским шпалерам. Российские шпалеры сделаны из ситца в цветочек и посвящены русскому палладианству. На них вышиты золотом усадебные постройки архитектора Николая Львова – «венок усадеб». Символы и существа, изображенные с помощью ручной вышивки и аппликации, – часть «провинциального русского ориентализма». 
 
Терракотовый «алтарь» из уцелевших фрагментов. Центральная фигура – помещик в образе Химеры – Брата Землемера (архетипа Средней полосы) расположен между гермами – пилястрами Павла I и Наполеона Бонапарта. На латыни, языке вечности, высечено: «Украшенный венцом, Ты будешь нам отцом» – это строка философа, мемуариста и поэта Ивана Лопухина из верноподданнического гимна, посвященного императору Павлу.  

«Палладианский дух классики для нас не схоластический классицизм и не стилизация. Это дионисийский плясовой обряд, столбы, снопы и колонны в полях агрокосмического синкретизма, галерея роскошных дендро-скульптур и невероятных мильфлеров.
Основы и правила классической архитектуры из книг Палладио трансформируются, проходя через пространства аномального кольца Средней полосы России, образуя наш живой архитектурный Ордер, нашу полевую и лесную структуру, наш отечественный геном. Так появляется метафизическая фантазия в жанре документального мифа о неисповедимости пластов секретной России»,  — Сергей Сонин и Елена Самородова-Сонина

«На выставке экспонируются фрагменты русско-индийской цивилизации. Это жанровые и архитектурные фотографии, сделанные в Подмосковье и Тверском крае; барельефы и скульптуры, говорящие о синтезе русского, античного и индийского начал; сакральная скульптура Артемиды или Великой Матери, символизирующая животворный дух Земли.
Залы галереи украшают крупноформатные вышивки-мильфлеры, чудом дошедшие до наших дней памятники текстильного искусства эпохи русско-индийской классики: их украшают орнаментально-символические мотивы, связанные с Индийским походом, Павлом Первым и Наполеоном Бонапартом. Здесь это квинтэссенция «провинциального ориентализма» и французского изящного вкуса», – куратор выставки Иван Чечот.

Иван Чечот – кандидат искусствоведения, доцент факультета свободных искусств и наук СПбГУ, руководитель сектора истории и теории изобразительного искусства и архитектуры Российского института истории искусств, автор многочисленных научных работ по истории искусства Нового и Новейшего времени, в том числе книги «От Бекмана до Брекера: статьи и фрагменты» (премия С. Курехина).


События в рамках выставки:

20 апреля в 19.00 в галерее a-s-t-r-a состоится кураторская экскурсия Ивана Чечота.
Регистрация

13 мая в 19.00 рамках выставки состоится показ видео фресок в кинотеатре «Октябрь», также пройдет встреча с авторами проекта, где зрители смогут принять участие в дискуссии.

23 мая в 19.00 в пространстве a-s-t-r-a gallery состоится дискуссия, на которой Сергей Сонина и Елена Самородова, а также приглашенные спикеры из числа философов, режиссеров, композиторов обсудят современную структуру, повестку и цели создания творческих объединений художников.


STATEMENT. Археология современности - это
бессрочный проект по документированию российской художественной и интеллектуальной мысли после февраля 2022 г., возникающих у художников, теоретиков искусства и философов в процессе осмысления современных событий, поиска русской идентичности, смены культурного кода, постановки вопросов о будущем, прошлом и настоящем.

Проект реализуется через серию выставок в двух отдельных витринах галереи: в них представлены работа, отобранная из поступивших по постоянному open сall, и текст манифеста художника — ее создателя.
По итогам года планируется издание каталога, в котором каждая пара (работа и манифест), отобранная кураторами проекта, дополнительно разбирается приглашенными теоретиками искусства и философами.

«Сегодня очевидно, что русская культура вынашивает новое. Возможно, уникальное. Все причастные люди это считывают. За ночь это не появляется. Требуется время. Мы его архивируем», — рассказывает Алина Крюкова. 

В рамках проекта будет представлен проект творческой группы «Свинец и кобальт» с манифестом «Секретная Россия как Opus Magnum».