Центр современного
искусства Винзавод
Москва, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8 стр. 6 Станции метро Курская, Чкаловская. Ближайшая парковка — со стороны 4-го Сыромятнического переулка, рядом с кафе «Мунк».

Схема проезда
Администрация: +7 (495) 917 46 46 winzavod@winzavod.ru
Аренда: 8 905 519 99 50 / 8 966 168 84 55 (с 10:00 до 19:00) uk@winzavod.ru / uk2@winzavod.ru
Выставка

Катя Белявская
Прекрасное далеко

28 мая — 14 июля 2024
H8 FINEART GALLERY

Катя Белявская
Прекрасное далеко

«Тогда он был слишком молод и не знал, что память сердца уничтожает дурные воспоминания и возвеличивает добрые, и что именно благодаря этой уловке нам удается вывезти груз прошлого…»
Габриэль Гарсия Маркес.

Разновекторные интересы московского художника, иллюстратора и дизайнера Кати Белявской в этом году привели к созданию выставки, состоящей из картин, авторских карт таро и вещей - артобъектов, созданных в коллаборации с дизайнером Верой Прокиной. 

Иными словами, проект состоит из трех составляющих - прошлое, настоящее и будущее. 
Прошлое - это карты таро с элементами советских символов, настоящее - сумки, творчески переосмысленные образы советского же дизайна, которые сегодня несомненно и по-прежнему в моде, и будущее - представляющее своеобразный стимпанк или дизельпанк с уже фантастическим акцентом, будто бы при перелёте на Марс люди взяли с собой бабушкин ковер и сервиз... И всё это выполнено с юмором и без неправильной ностальгии - только яркие воспоминания о 1980-х.

Кто-то все равно скажет - «прекрасное далеко» - ностальгический проект. Но это совсем не так.
Термин «ностальгия» был изобретен швейцарским врачом Иоганном Хоффером в 1688 году и изначально относился к тоске по дому — психологическому расстройству, характеризующемуся неспособностью находиться вдали от родины. Термин сочетал в названии две важные черты заболевания: желание вернуться домой (nostos) и боль (algos) от невозможности это желание осуществить. Симптомы ностальгии были неопределенными: навязчивые мысли, замкнутость, бессонница, тревожность, потеря аппетита — а поражала она чаще всего солдат и моряков. 

Однако и гораздо позже, уже в двадцатом веке, ученым не удалось до конца прочувствовать глубину ностальгии. Ностальгия - явно более сложное чувство. Еще в древней Греции Гомер писал, что при мыслях о доме у Одиссея наворачивались слезы, но при этом мысли о возвращении на Итаку не лишали его дееспособности. Даже, напротив, мотивировали. В том, что ему пришлось потратить 10 лет на путь домой, виноваты Кирка, Калипсо и Посейдон, а не разрушительные силы ностальгии.

Все важные вещи в мире все-таки могут уместиться в «прошлом опыте своего я»,  «воспоминания о прошлом » -  это опьянение чувствами и расфокусность зрения. Скорее всего, ностальгия - это путешествие.

Что нам дают путешествия - впечатления. Однако перемещение не заменяют нам общения, зато предвкушение нового манит, обнуляет нас, манит, а быть может это ощущение и есть - лучшее путешествие?
Победы  и проигрыши  прошлого интересуют и нас нынешних, тем не менее умозрительно путешествуя сквозь время, протирая напыление лет, мы видим наше будущее. 
Время - понятие весьма относительное, и не вторя А.Эйнштейну скажем, оно способно даже остановиться, к сожалению не в нужные нам моменты и не в то время.

Почему же Катю Белявскую будоражат картинки советского дизайна, ведь прожила она в СССР всего лишь 9 лет своей жизни?

Романтическая ностальгия по СССР, тоска по тому, что из XXI века видится как безбедная жизнь и справедливое мироустройство, достигла в России максимума. 
Белявская не пала жертвой великодержавной эйфории вместе с пропагандой (тиражирующей миф о светлом прошлом) и особенностями человеческой памяти (вытесняющей отрицательные стороны советской действительности). Она (Катя Белявская) не следует тенденции порождения мечты о прошлом даже среди молодежи, не заставшей СССР. Она понимает невозможность возврата в прошлое, но как художник и дизайнер умело интерпретирует знаковые элементы неоднозначного бытования СССР, возвращающие нас в детство или к несуществующему идеалу.

Для искусства идеал - это Прекрасное. Прекрасное - это точка  отсчёта ...  Выставка не только об этом, конечно. Она о картинках-знаках . 
Обобщив вышесказанное, можно сказать, что «Прекрасное далеко» - скорее, проект про память художника. Вопросы о ностальгии для него есть движение , а не ступор и стагнация.

Как говорит сам автор - «мы гадаем о будущем по прошлому».
И это даже похоже на манифест, пусть и игра слов.