Центр современного
искусства Винзавод
Москва, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8 стр. 6 Станции метро Курская, Чкаловская. Ближайшая парковка — со стороны 4-го Сыромятнического переулка, рядом с кафе «Мунк».

Схема проезда
Администрация: +7 (495) 917 46 46 winzavod@winzavod.ru
Аренда: 8 905 519 99 50 / 8 966 168 84 55 (с 10:00 до 19:00) uk@winzavod.ru / uk2@winzavod.ru
Кассы: +7 (495) 917 17 99 (с 12:00 до 20:00)
Выставка

Данила Ткаченко
Герои

22 октября — 30 ноября 2019
H8 Галерея Треугольник

Данила Ткаченко
Герои

16+

Галерея «Треугольник» рада представить новый проект Данилы Ткаченко «Герои». Это первая персональная выставка художника в пространстве галереи «Треугольник».

Открытие: 22 октября в 19:00

Все проекты Данилы Ткаченко имеют социально-политическое прочтение, о котором комментаторы часто забывают – либо из-за пластически сбалансированной реализации этих проектов, либо из-за скандальности (и болезненности) тем.

Красивые картинки с тянущей тоской бесконечного монохромного пространства. Странные белые механизмы посреди безмолвия, или странные же футуристические монументы, посвященные космосу, как он представлялся из романтических шестидесятых. Хонтология, память о прекрасном несбывшемся. Это не то, что «было на самом деле», это работа мысли думающего зрителя, его рефлексия.

И вот теперь новый проект: кости некогда живых и вполне героических людей, погибших на войне или расстрелянных; исчезнувших на десятилетия, смешанных с землей, но найденных недавно поисковыми экспедициями. Кости фотографируются в студии, прежде чем быть захороненными. Стертые с лица Земли мертвые люди как бы снова обретают голос, чтобы быть вспомненными и увиденными. Своего рода мексиканский карнавал, во время которого возможно и необходимо пообщаться со своими предками. Прокляты и убиты, но снова вернулись к вам, друзья, проступив яркими пятнами из черной земли.

Это – про прорывающуюся к нам сквозь толщу забвения память, поданную так, чтобы гарантированно достучаться до равнодушного зрителя.

Проблема памяти в России стоит остро – как памяти материальной, так и поколенческой. Было принято забывать. Было принято, что взрослые не рассказывают детям лишнего – как бы чего не вышло. Не иметь памяти дальше трех поколений – норма. Не иметь предметов, принадлежавших пра-пра – тоже. Мой всю жизнь дед скрывал, что пошел на войну из тюрьмы – это знал только старший сын, мамин самый старший брат – и рассказал остальной семье, уже будучи очень пожилым человеком. Потому что это опасно. Потому что будут проблемы.

Частная память подавлена, а то, о чем и как полагается помнить (и чему поклоняться) – монополизируется властью, тиражируется и закатывается в клише; фальсификация истории превратилась в штамп и одновременно в обвинение. Причем оказывается, что власть в политическом и медийном смысле повелевает и жизнью и смертью – можно воскресить не существовавших никогда 28 панфиловцев, и они станут для миллионов людей реальнее других, героически погибших на самом деле солдат. Которых как раз можно не воскрешать и вовсе забыть.

Это нормально, потому что прошлое – конструкт политический, в крупной форме всегда подчиняющийся властям предержащим. Но есть и хорошие новости – одновременно это сад расходящихся тропок: каждый волен видеть и помнить какую-то свою часть истории, и никого нельзя заставить идти чужой дорожкой. Работа по созданию собственной памяти – превращается в действие активного сопротивления. Происходит частная апроприация прошлого. С памятью, с материальными свидетельствами можно выстроить диалог.

Ткаченко ставит не космистский вопрос о тотальном воскрешении умерших – прошлое мертво – а вопрос о проактивной памяти, о создающей и додумывающей рефлексии. Например, невозможно, да и не нужно воскресить распадающиеся уже сто лет по всей стране памятники архитектуры «второй руки» - разбросанные по давно разоренным усадьбам церкви – эти конструкции лишены содержания и даже самая их форма прекрасна в основном как мечтательное воспоминание – но можно заставить их ярко заблестеть еще раз, привлечь к ним внимание, выстроив вокруг них временный супрематический контекст (серия «Памятники»).

Так и кости в проекте «Герои» – это предмет вполне себе сакральный, с которым автор обращается с уважением – но они вынужденно рассказывают какую-то несвойственную им, но свойственную автору (и зрителям) историю.

В.Дудченко


О художнике 

Данила Ткаченко - художник, работающий в сфере фотографии. Живет и работает в Москве, Россия.

Образование

2011-2014 Московская школа фотографии и мультимедиа им. Родченко, факультет документальной фотографии (руководитель Валерий Нистратов). Москва, Россия

2013 Семинар с Давиде Монтелеоне. Москва, Россия

2012 г. Семинар «Как превратить ваш проект в отличную фотокнигу» (Ханнес Уондерер, Peperoni Books). Москва, Россия

2012 г. Семинар «От истории в картинках к мультимедийной презентации» (Bas Vroege, Paradox photography). Москва, Россия

2009-2010 Школа фотожурналистики «Новости». Москва, Россия