Центр современного
искусства Винзавод
Москва, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8 стр. 6 Станции метро Курская, Чкаловская. Ближайшая парковка — со стороны 4-го Сыромятнического переулка, рядом с кафе «Мунк».

Схема проезда
Администрация: +7 (495) 917 46 46 winzavod@winzavod.ru
Аренда: 8 905 519 99 50 / 8 966 168 84 55 (с 10:00 до 19:00) uk@winzavod.ru / uk2@winzavod.ru
Кассы: +7 (495) 917 17 99 (с 12:00 до 20:00)
Выставка

Пасмур Рачуйко
Без названия

18 октября — 04 ноября 2021

Пасмур Рачуйко
Без названия

16+

Пасмур Рачуйко родился в Ростове-на-Дону, получил образование в Санкт-Петербурге, а сейчас живет и работает в Тбилиси. Искусство художника принято характеризовать как «наивный сюрреализм»: свои холсты он населяет образами, рожденными на пересечении психоделической фантазии и российской реальности, через которые стремится найти для себя место в мире и проработать триггеры современного поколения. Полицейские, обыватели в спортивных костюмах, ангелы, женщины в парандже, красные фигуры с черепом вместо головы — Рачуйко создает свой пантеон героев, благодаря которым выстраивает сюжетные линии или, как он сам говорит, «бесконечный эпос». Воспринимать экспозицию во VLADEY Space как единый нарратив или же открывать в каждом холсте свою особую историю — последнее слово здесь остается за зрителем. 

Для создания псевдонима художник обратился к славянской мифологии и выбрал древнее имя «Пасмур», что дословно переводится как «хмурый». Нередко он наделяет собственными чертами лица героев работ, помещая автопортреты в сюжеты с полицейскими и горожанами. В живописи Пасмур Рачуйко придерживается авторской иконографии, которая сформировалась под влиянием искусства эпохи Возрождения и немецкого романтизма. От философии старых мастеров художник берет гуманистический пафос, благодаря которому выстраивает в своих работах особый нарратив, выводя на первый план человека, его личность. При этом, будучи автодидактом, он использует профанность как метод и формирует композицию своих насыщенных образами картины без общего источника света и с не всегда реалистичной перспективой, что создает эффект коллажности.

В некоторых работах на выставке образы оказываются вписанными в традиционную для эпохи Возрождения композиционную схему — треугольник, что связывает холсты Пасмура с живописными изображениями католических святых итальянского золотого века. Однако наследуя иконописным традициям, Рачуйко делает пространство работ плоским, а композицию — фронтальной: его герои изображены в анфас, смотрят прямо на зрителя, а их лица подобны ликам с икон. 

Среди постмодернистских художественных направлений Пасмур Рачуйко выделяет для себя соц-арт. Подобно тому, как пионеры советской альтернативной культуры соединяли образы официального «разрешенного» искусства с массовой эстетикой, так и Рачуйко объединяет мотивы и техники старого искусства с узнаваемыми, иногда настолько, что, кажется, гипертрофированными, образами современности. Однако искусство Пасмура не обличает, а только фиксирует и репрезентует окружающую реальность в таком виде, в каком она представляется самому художнику. Сам он называет этот процесс «эстетической переработкой», в ходе которой острые явления сегодняшнего дня облекаются в образы-символы. 


Не давая изображениям однозначной трактовки и оставляя большинство работ, как и выставку, без названия, Пасмур Рачуйко называет одним из своих основополагающих принципов — свободу от любых ограничений. Несмотря на это, его искусство предстает продуманной до мелочей игрой, правила которой известны лишь одному художнику. По-разному комбинируя на холстах свой неизменный корпус героев, он иногда меняет лишь их позы и модели взаимодействия. Повторяющиеся облики словно гипнотизируют, отчего загадочный и будто бы на первый взгляд отчужденный мир внезапно предстает знакомым, вызывающим душевный отклик и теплоту. Пасмур Рачуйко вскрывает противоречивую разносторонность как мира художественного, так и мира реального, предоставляя своему зрителю возможность взглянуть по-новому на повестку сегодняшнего дня.