Центр современного
искусства Винзавод
Москва, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8 стр. 6 Станции метро Курская, Чкаловская

Схема проезда
Администрация: +7 (495) 917 46 46
Аренда: +7 (905) 519 99 50
Кассы: +7 (495) 917 17 99
Почта: winzavod@winzavod.ru, web@winzavod.ru, arenda@winzavod.ru
Выставка

Сергей Братков
БЫЛО/СТАЛО

13 Октября — 18 Января 2022
22 Галерея OVCHARENKO
13 Октября —
18 Января 2022
22 Галерея OVCHARENKO
Режим работы:

11:00 — 20:00

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Бесплатно

Сергей Братков
БЫЛО/СТАЛО

16+

OVCHARENKO представляет два события, неразрывно связанных между собой и при этом обладающих самостоятельным значением. Это выставочный проект «БЫЛО/СТАЛО» и презентация каталога художника под названием «НАС ТУТ НЕТ», представляющего серию работ с текстами.

Выставка «БЫЛО/СТАЛО» состоит из трёх инсталляций, созданных специально для пространства галереи, и фотографии. По словам автора, название выставки описывает прием сопоставления портретов, городских видов и пейзажей, ставший повсеместным сейчас, в эпоху колоссально разросшихся фотоархивов. Нет вглядывания в ушедшее, нет и уколов ностальгии — социальные сети и сетевые издания полны оптимизма, как реклама стоматологии: мутное монохромное прошлое и настоящее в RGB.

Тем парадоксальнее новая работа с неоном, давшая название выставке: светящиеся надписи «было» и «стало» фланкируют замазанные стеклянные двери. Но разница между «было» и «стало» настолько условная, что взгляд приковывается к центральной части, стремясь проникнуть за белую пелену краски и понять — может быть, хотя бы там что-то произошло? Эта работа отражает и модель всей выставки: вместе с равным ей крупноформатным коллажем на противоположной стене они представляют два фланга-пропилеи для подхода к изображению на центральной стене — большому табло с нулями, «новый отсчет» для «нового тысячелетия» и «новых технологий». 

Однако табло выглядит в интерпретации художника каким-то подозрительно не новым, а потрепанным и дефектным. Художник представляет надежды и чаяния двадцатилетней давности сквозь призму глаголов несовершенного вида, показывающее действие затянутым и безрезультатным: было – но не сбылось. И в то же время работы лишены драматизма, надрыва и декларативности, Братков воспроизводит взгляд зрителя–ровесника перестройки, поколения холодных наблюдателей, которым бессмысленно что-то вменить или предъявить, тем, от чьего имени Жак Рансьер сообщает: «Нам больше не за что чувствовать себя виноватыми». Неолиберальные чаяния прошлых лет предстают в безжалостном свете современной реальности, и вместо «конца истории» Фукуямы мы видим фальстарт: часы с не подведённым электричеством, стремянку, зажатую в пленке и чей-то профиль — силуэтом, в контражуре, идентификации не поддается…

Творчество Сергея Браткова отличает филигранный и остроумный монтаж, свойственный автору уже в раннем творчестве, но сейчас развернутый в формате инсталляций. Неон, крупноформатная печать на пленке, буквы и цифры здесь предстают в головокружительно точном и эффектном ансамбле, рассекающем бытовую реальность и ставящем в ней новые акценты и ритмы. И это создаёт условия для нового, аналитического и эмансипированного персонального взгляда.

Использование неоновых надписей в работе «БЫЛО/СТАЛО» связывает выставочный проект с каталогом произведений Сергея Браткова «НАС ТУТ НЕТ», посвященного серии работ художника с использованием надписей. Этот каталог–исследование, в котором данная серия проходит через комплексный искусствоведческий, философский и социологический анализ. В авторский коллектив издания вошли филолог и профессор Цюрихского университета Томаш Гланц, руководитель отдела социокультурных исследований Левада-Центра* социолог Алексей Левинсон, искусствовед, художественный критик, обозреватель отдела культуры ИД «КоммерсантЪ» Анна Толстова и художественный критик Евгения Кикодзе. 

* Организация признана иностранным агентом

О художнике:
Сергей Братков - художник, автор фотографий, видео и инсталляций. Создает репортажные и постановочные снимки, видео, инсталляции. Отражает социальную действительность России и Украины, фокусируясь на жизни простых людей. Фиксирует народный китч и образы повседневности с брутальной откровенностью и иронией. Лауреат премии «Инновация». Участник Венецианских биеннале (2003, павильон России, 2007, павильон Украины), Manifesta-5 (Сан-Себастьян, 2004), 25-й Биеннале в Сан-Паулу (2002) и множества других крупных международных проектов.

Биография: https://ovcharenko.art/ru/artists/31-sergey-bratkov/