Центр современного
искусства Винзавод
Москва, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8 стр. 6 Станции метро Курская, Чкаловская

Схема проезда
Администрация: +7 (495) 917 46 46, + 7 (495) 917 17 99
Аренда: +7 (495) 803 33 33
Кассы: + 7 (495) 917 17 99
Почта: winzavod@winzavod.ru, web@winzavod.ru
Выставка

Анна Жёлудь
Анти-люстра

09 Апреля — 12 Мая 2019
19 11.12 GALLERY
09 Апреля —
12 Мая 2019
19 11.12 GALLERY
Режим работы:

12:00 — 20:00

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Бесплатно

Анна Жёлудь
Анти-люстра

16+
11.12 GALLERY представляет проект Анны Жёлудь «Анти-люстра». В экспозицию войдут новые серии работ художницы, участницы основного проекта 53-й Венецианской биеннале, многократного номинанта премий Кандинского и «Инновация»: скульптура из цикла «Анти- люстра», живопись из серий «Воображаемые объекты», «Наркология» и «Букет». Автобиографическая аудиоинсталляция, объединяющая все элементы выставки, рассказывает об обстоятельствах создания представленных вещей и о художественном творчестве как таковом.

В центре выставки – новые серии, объединенные тематически и возникавшие параллельно: скульптурные «Анти-люстры» и живописные «Воображаемые объекты». В «Анти-люстрах» ассортимент обычного магазина светильников со всевозможными люстрами и бра, представленный в фирменной технике контурной скульптуры из гнутого прута, вполне узнаваем. В «Воображаемых объектах» отдельные детали осветительных приборов, плафоны и патроны, составляются в абстрактные геометрические конструкции, почти утратившие связь с действительностью. Демонстрируя два способа рисования в пространстве – металлическим прутом в трехмерности или темперой на плоскости, обе серии напоминают, что контур, заполненный цветом или же просто воздухом, служит главным выразительным средством художнице, для которой пустота и полнота, все и ничто относятся к экзистенциальным вопросам бытия. Обе серии заставляют вспомнить о тех полярных определениях, какие провоцирует искусство Анны Жёлудь: реализм, поскольку речь всегда идет о реальном вещном мире, и минимализм, поскольку выразительные средства предельно скупы, а любой мотив бесконечно повторяется, подобия умножаются в сериях. И трудно не согласиться с Розалинд Краусс, видевший в минимализме не вершину рационализма геометрической абстракции, но крайнюю степень иррациональности и невротизма.

Впрочем, нельзя сказать, что серии Анны Жёлудь – это крауссовское «рисование, вышедшее из- под контроля». Хотя тоскливые пейзажи «Наркологии», увиденные из окна больницы, и «Букеты» с тремя цветками, запертыми в банке так же, как и рисующая их художница – в четырех стенах комнаты, откровенно свидетельствуют об обстоятельствах своего создания, в этом маниакальном, изнуряющем рисовании нет ничего болезненного. Напротив, оно – род арт- терапии. Социологи и антропологи пишут о ритуалах повседневности – каждая вещь, когда-либо изображенная в этой живописи и скульптуре, подразумевает какое-то ритуальное действие: букет тянется к праздничному столу, чайник – к чашке, бутылка – к стакану, а рука человека рисующего – к блокноту. Из автобиографической аудиоинсталляции, что связывает воедино все скульптурные живописные элементы выставки и раскрывает подробности этого несуразного творческого быта, мы узнаем о главном ритуале, который отправляет художник и который привязывает художника к жизни: о ритуале рисования – на плоскости и в пространстве. Ритуал этот не требует торжественной обстановки: пригородная электричка превращается в натурный класс, откуда выходят серии этюдов рук и ног невольно позирующих попутчиков, а неказистые коробки гаражей и деревенских домиков в окрестностях поселка Электроизолятор манят на пленэр, словно провансальские красоты Сезанна. «Анти-люстры» не светят, но греют, служа якорями, позволяющими уцепиться за что-то надежное в этом ненадежном мире: рисовать запоем, «пока рука не становится каменной», как говорит сама художница, а остальное – до лампочки.

Анна Толстова